Урок по теме "Отдел Моховидные" здесь.

Объяснения по презентации здесь.

Высшие растения

  • Первые – псилофиты (вымершие) = риниофиты
  • Они впервые вышли на сушу
  • Изобрели ткани (но не органы): покровные – чтобы не высохнуть
  • Механические такни – чтобы упасть
  • Примитивные проводящие – чтобы воду доставлять из почвы вверх.
  • Фотосинтезирующие ткани – для фотосинтеза.
  • Для закрепления в почве – ризоиды (выросты), у псилофитов могли всасывать воду!

Отдел Моховидные

  • Это высшие растения, т.к. имеют ткани и органы, но нет клеточного центра
  • Взрослые растения – гаметофиты (преобладают)
  • Есть покровная, механическая и фотосинтезирующая ткани
  • Нет проводящей ткани и корней – поглощают воду всей поверхностью тела
  • Ризоиды для крепления, поглощать воду не могут
  • Спорофит в виде коробочки (не зеленая!), паразитирует на гаметофите (ножкой высасывает вещества)
  • Есть половые органы: архегонии – в них образуются яйцеклетки, антеридии – в них сперматозоиды
  • Для размножения нужна вода – по ней сперматозоиды плывут к архегониям
  • Есть водоносные ткани (сфагнум – заболачивает)
  • Произошли от водорослей – протонема похожа на них

Цикл развития мха кукушкин лен

  • Взрослый гаметофит (n) образует митозом гаметы (n): на женском растении в архегонии (половой орган) образуются яйцеклетки, на мужском растении в антеридии (половой орган) – сперматозоиды.
  • Гаметы при оплодотворении (в воде) образуют зиготу (2n)
  • Из зиготы (2n) митозом на женском гаметофите образуется спорофит (2n) – в виде коробочки
  • Из коробочки (2n) мейозом – споры (n), высыпаются
  • Из споры (n) митозом - нить (n) = протонема
  • Из нити (протонема) митозом вырастает гаметофит (взрослый мох)

Кукушкин лен двудомный: мужские и женские растения есть. Коробочки только на женских растениях растут! Ризоиды развиты. Не ветвится.

Сфагнум (белый мох) однодомный, ветвится, листья мутовкой отходят. Нет ризодидов, снизу отмирает, сверху нарастает. Водоносные ткани развиты – заболачивает почву, торф образует.

Во вложении - презентация и задание. Конспект теории - в предыдущем уроке.