Видеоурок по теме здесь. Урок по зародышевым листкам здесь. Объяснение по презентации здесь. Объяснение постэмбрионального развития здесь.
Онтогенез
- Это индивидуальное развитие организма
- С момента начала дробления зиготы до смерти
- Эмбриональный период (до рождения или выхода из яйца)
Эмбриональное развитие
- Дробление зиготы – деление митозом на дочерние клетки – бластомеры
- Бластомеры не растут, их размеры с каждым делением уменьшаются
- Итог – бластула – шарообразный зародыш без полости (морула) или с полостью – бластоцелью (стенки – в один слой клеток). Размер равен зиготе.
- Дробление равномерное (ланцетник) или нет – только зародышевый диск дробится, желток – нет (птицы)
Гаструляция
- Бластула преобразуется в двуслойный зародыш – гаструлу.
- Образуется путем впячивания клеток внутрь (как мяч) через отверстие – бластопор (на его месте потом образуется первичный рот – первичноротые животные – членистоногие, моллюски, черви; либо он зарастает, а рот прорывается на противоположной стороне – вторичноротые животные – хордовые)
- Внешний слой клеток – эктодерма
- Внутренний слой клеток – эндодерма
- Внутри – полость гастральная.
- Размер равен бластуле (и все еще равен зиготе!)
Эволюционный смысл
- Стадия зиготы соответствует простейшим – 1 клетка (амеба)
- Стадия бластулы – колония одноклеточных организмов (вольвокс)
- Стадия гаструлы – двуслойные животные - кишечнополостные
Нейрула
- Образуется нервная пластинка, которая загибается в нервную трубку.
- Она координирует развитие других частей зародыша
- Закладывается третий зародышевый слой – мезодерма
- Закладываются ткани и органы – органогенез
- Зародыш растет
Производные эктодермы
- Нервная ткань – нервная система, органы чувств, гипофиз и эпифиз, щитовидная железа
- Эпидермис и его производные – волосы, ногти, эмаль, перья, чешуя рептилий, рога и копыта, кожные железы
Производные энтодермы
- Эпителиальная ткань пищеварительной системы; кишечник, печень, поджелудочная железа
- Легкие, эпителий дыхательной системы
Производные мезодермы
- Мышечная ткань – мышцы
- Соединительная ткань – скелет, кровеносная, половая, выделительная системы, кровь, надпочечники, половые железы; эпителий в этих органах
У хордовых выделяют группу Первичноводные животные, или анамнии (рыбы и земноводные) – развитие идет в воде; нет вторичных зародышевых оболочек (есть только первичная оболочка яйцеклетки). Первичноназемные животные, или амниоты (рептилии, птицы, млекопитающие) – развитие не зависит от воды; есть вторичные зародышевые оболочки: амнион, сероза, которые защищают зародыш от обезвоживания. Аллантоис – зародышевый мочевой пузырь – емкость для складирования отходов. Хорион – у млекопитающих – ворсинки для контактов с маткой матери.
Законы
- Зародышевого сходства (Карл Бэр): на ранних стадиях развития эмбрионы сходны; сначала закладываются более общие признаки (высших таксонов), затем – более низких, в самом конце - видовые отличительные признаки
- Биогенетический закон (Геккель и Мюллер): онтогенез есть краткое повторение филогенеза (исторического развития)
Постэмбриональный период – после рождения или выхода из яйца
- Яйцекладный
- Внутриутробный (живорождение)
- Яйцеживорождение – эмбрион задерживается в теле матери, полностью развивается, рождается формально в яйце, но сразу же из него выходит молодая особь
Прямое развитие - без стадии личинки
Непрямое развитие – со стадией личинки и ее превращением (метаморфозом) во взрослую особь - личиночный
Для непрямого развития выделяют:
1) развитие с неполным превращением: стрекозы, клопы, тараканы, вши, прямокрылые, термиты
Яйцо-личинка – взрослая особь (имаго)
2) развитие с полным превращением: жуки, бабочки, перепончатокрылые, двукрылые
Яйцо-личинка – КУКОЛКА – взрослая особь (имаго)
Рост пропорциональный (рыбы) и непропорциональный (человек – голова медленно растет)
Геронтология – наука о старении
Неотения – способность размножаться на личиночной стадии: аксолотль – личинка амбистомы (хвостатое земноводное). Тироксин регулирует
Развитие зависит от генов, влияния среды, взаимодействия частей зародыша. На каждом этапе онтогенеза включаются и выключаются разные гены; среда (температура, никотин и пр.) влияет на каждый этап.
Во вложении - задание. КОнспект теории и презентации - в предыдущем уроке.