Урок по теме "Класс Насекомые" здесь. Урок по теме "Разнообразие насекомых" здесь.

Урок по теме "Экология насекомых" здесь.

Объяснения по презентациям Строение насекомых, Разнообразие насекомых.

Класс Насекомые

  • Тело состоит из головы, груди, брюшка.
  • Одна пара сложных (фасеточных) глаз,
  • Одна пара усиков,
  • Ротовой аппарат - несколько типов. Исходным считается грызущий: характерен для прямокрылых, стрекоз, жесткокрылых, тараканов. Сосущий у бабочек, колюще-сосущий – у комаров, лижущий у мух.
  • Три пары конечностей. Разные: бегательные, копательные, прыгательные, плавательные, собирательные
  • Две пары крыльев (есть с одной парой – Двукрылые, есть бескрылые – вши, блохи)
  • Органы выделения – мальпигиевы сосуды – трубочки на границе средней и задней кишки; жировое тело
  • Органы дыхания представлены трахеями система разветвлённых трубочек, пронизывающих тело насекомого, начинаются дыхальцами. Поэтому кровеносная система насекомых не выполняет функцию транспорта газов.
  • Мелкие размеры – могут прятаться от врагов.
  • Развит мозг, органы чувств, инстинкты
  • Видоизменения конечностей

Развитие насекомых

  • Развитие насекомых непрямое, т.е. имеется стадия личинки. Выделяют развитие с неполным и полным превращением.
  • Полное превращение включает четыре стадии: яйцо (содержит наследственную информацию и запас питательных веществ), личинка (питается, накапливает массу), куколка (перестройка организма), имаго (расселяется и размножается). Личинка сильно отличается от имаго.
  • Неполное превращение включает три стадии: яйцо, личинка, имаго (взрослое насекомое). Личинка постепенно превращается в имаго. Обитают совместно, конкурируют за пищу.

Общественные насекомые (пчелы, муравьи, термиты, осы, шмели)

  • Живут семьями, совместно возводят жилища, в которых они и их потомство защищены от различных неблагоприятных факторов среды, запасают необходимое количество пищи; совместные действия облегчают овладение крупной добычей, защиту от врагов, уход за потомством; групповой отбор - то, что вредно конкретной особи, бывает полезным для семьи в целом
  • Матка – диплоидная самка, откладывает яйца. Оплодотворяется 1 раз в жизни, 4-5лет из семяприемника использует сперматозоиды.
  • Рабочие пчелы – диплоидные самки с недоразвитой половой системой. Молодые работают в улье, старшие летят за взятком. Своеобразное «разделение труда» повышает шансы на выживание семей. Танец пчел – способ передачи информации: направление, дальность, обилие пищи.
  • От питания зависит, какая самка вырастет: если кормить молочком- будет матка.
  • Трутни – гаплоидные самцы (из неоплодотворенных яиц). Митозом продуцируют сперматозоиды. Спарившись, погибают. Кто не спарился, живет до осени – затем выгоняют из улья на гибель.
  • У муравьев есть полиморфизм рабочих особей: муравьи – солдаты внешне крупнее муравьев – фуражеров, имеют большую голову и мощные челюсти.
  • У термитов во главе семьи стоит не только царица (аналог матки пчел), но и царь – половозрелый самец. Отличие термитов в том, что рабочие полиморфные особи – это самки и самцы с недоразвитым половым аппаратом.

Синантропные насекомые

  • Обитают совместно с человеком – внутри или около жилья. Не приносят пользы, скорее вред
  • Моль, тараканы, сверчки

Домашние насекомые = одомашненные. Специально разводятся - польза большая от них

  • Тутовый шелкопряд, медоносная пчела

Отряды насекомых с неполным превращением

  • Отряд Прямокрылые (сверчки, саранча, медведка, кузнечик). Саранча прожорлива, всеядна, подвижна, плодовита, личинки тоже прожорливы.
  • Отряд Стрекозы
  • Отряд Термиты
  • Отряд Тараканы
  • Отряд Полужесткокрылые = Клопы
  • Отряд Равнокрылые (тли, цикады)
  • Отряд Вши

Отряды насекомых с полным превращением

  • Отряд Блохи
  • Отряд Чешуекрылые = Бабочки
  • Отряд Жесткокрылые = Жуки
  • Отряд Перепончатокрылые (осы, пчелы, муравьи, наездники, шмели)
  • Отряд Двукрылые (мухи, слепни, комары, оводы)

Значение насекомых в природе и жизни человека

  • опылители цветковых растений, в т.ч. облигатные;
  • участвуют в почвообразовании;
  • разложение мертвой органики: растительного опада, останков животных;
  • вредители лесного хозяйства: короеды, тли, долгоносики, пилильщики, шелкопряды;
  • вредители сельского хозяйства: колорадский жук, капустная белянка, саранча, клопы-черепашки;
  • агенты биологической борьбы с вредителями: хищные формы (божьи коровки, жужелицы), паразитические формы (наездники);
  • одомашненные насекомые: медоносная пчела, тутовый и дубовый шелкопряды, лаковый червец;
  • лабораторные насекомые: дрозофилы, тараканы;
  • техническое значение: получение лекарственных веществ (шпанские мушки), красящих веществ (кармин из кошенили), лак (червецы), воск (пчелы);
  • эстетическое значение: крупные красивые бабочки, жуки, стрекозы;

Меры борьбы химические (яды), биологические (паразиты и хищники), механические (сбор и раздавливание яиц и личинок), агротехнические (сроки посевов, севооборот).

Колорадский жук плодовит, не имеет врагов естественных, подвижен, обширная кормовая база, едят и личинки, и взрослые.

Майский жук – личинки грызут корни, взрослые – листья.

Партеногенез тлей

 

Прогрессивные черты насекомых

Развитие с полным превращением позволило насекомым снизить конкуренцию за корм между особями на различных стадиях развития.

  1. Крылья позволили насекомым освоить большие территории и быстро перемещаться.
  2. Различные ротовые аппараты позволили насекомым приспособиться к питанию разнообразной пищей.
  3. Сложные (фасеточные) глаза позволили им лучше ориентироваться в пространстве.
  4. Хитиновый покров обеспечил им защиту.
  5. Большое количество яиц в кладке обеспечило им высокую плодовитость и быструю смену поколений, что позволило им быстрее приспосабливаться к условиям внешней среды.
  6. Сложное поведение также способствовало их распространению в природе.

Конспект теории во вложении к уроку по Ракообразным