Урок по теме "Корень" здесь. Объяснения по презентациям здесь.

Конспект теории, презентация и задание - во вложении

Корень - осевой вегетативный орган

Функции основные:

  • Поглощение воды и минеральных веществ
  • Передвижение воды и минеральных веществ
  • Укрепление растения

Дополнительные функции корня

  • Запасающая (корнеплоды)
  • Дыхание
  • Синтез биологически активных веществ (имбирь, солодка)
  • Вегетативное размножение (малина)
  • Вступают в симбиоз (микориза с корнями деревьев, клубеньки с азотфиксирующими бактериями)

Виды корней

  • Главный корень – развивается из зародышевого корешка семени
  • Придаточные корни – отходят от побега
  • Боковые – отходят вбок от других корней

Типы корневых систем

  • Стержневая – главный корень хорошо выражен (у класса двудольные)
  • Мочковатая – главный корень не выражен или не отличим от остальных; много придаточных корней (у класса однодольные). При пикировке и вегетативном размножении и у двудольных будет мочковатая корневая система

Зоны корня

  • Корневой чехлик (покровная ткань) – защита зоны деления, выделяет слизь (легче проталкиваться), геотропизм (рост вниз)
  • Зона деления (образовательная ткань) – клетки делятся митозом (восстанавливают чехлик; переходят в зону роста)
  • Зона роста (растяжения) – нет деления, только увеличение в длину за счет растяжения
  • Зона всасывания – корневые волоски (выросты клеток) – поглощают воду за счет разницы концентрации – осмотрофно (корневое давление). Очень ранимы – пересаживаем с комом земли
  • Зона проведения (все ткани) – проведение веществ; боковые корни отходят

Видоизменения корней

  • Корнеплод (у двулетних - морковь, репа) – утолщенный главный корень + нижняя часть стебля (он один). Первый год запасает вещества, переживает зиму; на второй цветет, дает плоды с семенами
  • Корневые клубни = шишки (георгин, батат) – утолщения боковых и придаточных корней (их много)
  • Корневые клубеньки (для азотфиксирующих бактерий) – мелкие утолщения
  • Водяные корни (ряска – в воде целиком)
  • Воздушные корни (орхидея – свисают с веток деревьев)
  • Корни-присоски (паразиты – омелия, повилика) – высасывают органику из хозяев
  • Корни-прицепки (плющ) – цепляются за опору
  • Ходульные корни (баньян)

Агротехника

Значение рыхления почвы вокруг растения:

  1. Улучшает снабжение корней и других подземных органов кислородом воздуха (способствует дыханию корней)
  2. Способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;
  3. Уменьшает испарение (нарушает капиллярность) и сохраняет воду в почве (сухой полив)
  4. Способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
  5. Улучшает гранулометрический состав почвы (дробятся крупные комки на более мелкие)

Пикировка (прищипывание) – удаляется кончик корня вместе с зоной деления. Корень перестает расти в длину, но усиливается формирование боковых корней. В итоге общая площадь всасывания увеличивается, что хорошо для роста растения. Формируется мочковатая корневая система.

Окучивание – нагребаем почву к основанию стебля – больше придаточных корней и столонов (на их концах образуются клубни - картофель)

Гидропоника – технология выращивания растений без почвы – на гравии/песке; опрыскивают раствором с минеральными веществами (не дистиллированной водой!)

Удобрения

  1. Органические:
  • А – животного происхождения (навоз, помет, гуано – от летучих мышей)
  • Б – растительного происхождения (перегной, компост, торф – от мхов. Зеленые удобрения, особенно бобовые)
  1. Минеральные:

Азотные – стимулируют рост зеленых частей растения (побег, лист)

Фосфорные – стимулируют образование плодов

Калийные – воздействуют на подземные части растения (корни, корнеплоды, корневища, луковицы, клубни)

Вносим в приствольный круг (проекция кроны) – именно там корневые волоски!